Поиск

Select theme:

Правда ли, что люди с большим количеством родинок живут дольше?

В Сети встречается мнение, что  большое количество родинок — это якобы признак долголетия. Мы проверили, подтверждается ли это научными данными.

Утверждение о связи количества родинок с долголетием можно встретить в российских федеральных и региональных СМИ, на украинскихмолдавских и казахстанских информационных порталах и даже на отраслевом белорусском сайте, посвящённом энергетике. И СМИ, и блогерыблоги опираются на некое исследование Королевского колледжа Лондона, однако не всегда приводят подробности. С другой стороны, большое количество родинок связывается с повышенным риском развития меланомы во многих публикациях — как в СМИ, так и на сайтах клиник и научных порталах, и порой вновь с отсылкой на исследование того же колледжа.

Родинки, или меланоцитарные невусы, — это доброкачественные пролиферации (разрастания) меланоцитов (пигментных клеток кожи). В дерматологии их классифицируют по нескольким параметрам — чаще всего по гистологическому уровню залегания пигмента. По этому параметру родинки разделяют на следующие категории:

  • пограничные (пигментные гнёзда расположены на границе эпидермиса и дермы, они плоские на ощупь и наиболее тёмные);
  • сложные или смешанные (затрагивают и эпидермис, и дерму, поэтому слегка возвышаются над кожей, могут быть светлее пограничных);
  • интрадермальные (в таком случае клетки находятся глубоко в дерме, сами родинки выпуклые, обычно телесного цвета).

Также меланоцитарные невусы принято делить на врождённые (появляются при рождении или в первые месяцы жизни) и приобретённые. Пик появления новых родинок приходится на раннее детство и второе-третье десятилетие жизни, после чего их число начинает постепенно снижаться, так как среднее время жизни невуса — 50 лет. Основные факторы их появления — генетическая предрасположенность, ультрафиолетовое излучение (в особенности в детском возрасте) и гормональные изменения (пубертат, беременность).

По данным Кливлендской клиники, у среднестатистического взрослого человека европеоидной расы есть от 10 до 40 родинок на всём теле. Согласно британскому исследованию, разброс среди женщин составлял от 0 до 324 родинок со средним значением в 32 и медианным в 20. Описаны и случаи, когда у человека были тысячи родинок. В 2016 году врачи Массачусетской больницы общего профиля и Гарвардской медицинской школы наблюдали женщину, у которой на спине, животе, ногах и руках появились сразу тысячи невусов (точный подсчёт количества в статье не указан — вероятно, врачи его не проводили, ограничившись приблизительной оценкой). Дерматолог Хенсин Цао, который вёл эту пациентку, отмечает, что взрывной рост количества родинок редок, но не уникален. Обычно его причинами становятся проблемы с иммунной системой, резкое изменение уровня гормонов или приём некоторых лекарств (например, химиотерапии) Также существует феномен гигантского врождённого меланоцитарного невуса, который может покрывать до 80% поверхности тела (хотя гистологически это одно сплошное образование, а не множество отдельных).

Научное сообщество рассматривает связь между количеством невусов и продолжительностью жизни через призму двух противоречивых факторов: маркеров биологического старения и риска злокачественных новообразований. В 2007 году учёные из Королевского колледжа Лондона обнаружили, что у женщин с большим количеством родинок более длинные теломеры лейкоцитов. Теломеры — это защитные «колпачки» на концах хромосом, которые укорачиваются при каждом делении клетки. Когда теломеры становятся критически короткими, клетка перестаёт делиться и стареет. Для людей с длинными теломерами характерно замедленное клеточное старение и отсрочка возрастных заболеваний (например, атеросклероза, остеоартрита и диабета). 

Исследователи подсчитали, что теломеры у людей с более чем 100 родинками соответствуют возрасту на шесть-семь лет меньше, чем у людей, у которых менее 25 родинок. Однако, в отличие от журналистов, интерпретировавших результаты этого исследования в своих статьях, учёные чётко проговорили: «Полученные данные нельзя трактовать как доказательство причинно-следственной связи». 

Во-первых, на количество родинок влияют не только теломеры: 60% общего количества невусов в организме были вызваны генетическими факторами, а на остальные 40% повлияла окружающая среда. Во-вторых, в исследовании принимали участие исключительно женщины. Экстраполировать данные на мужчин было бы как минимум преждевременно, потому что солнцезащитные средства чаще используют женщины, следовательно, доля факторов окружающей среды в появлении родинок у мужчин может быть выше. Наконец, в исследование включили только представительниц европеоидной расы, а значит, переносить его результаты на других некорректно. Тем не менее учёные предположили, что в основе связи (пусть и не причинно-следственной, а ассоциативной) лежит мутация гена p16 (CDKN2A), отвечающего в том числе за старение. 

В 2016 году на базе данных генетического анализа почти 16 000 человек группа специалистов из США при участии китайских учёных проверила, есть ли связь между длиной теломер и количеством родинок. Эти учёные, в отличие от британских коллег, не игнорировали ни мужчин, ни представителей других рас. На такой выборке им не удалось найти взаимосвязи между количеством родинок и генами, определяющими скорость клеточного старения (и, соответственно, длину теломер). 

Вместе с тем опубликован ряд работ, показывающих, что большое количество родинок повышает риск рака (и опосредованно снижает продолжительность жизни). Так, в 2005 году итальянские специалисты поделились результатами метаанализа 46 наблюдательных исследований. По их расчётам, у людей с более чем 100 родинками риск развития меланомы почти в семь раз выше, чем у людей менее чем с 15 родинками. Выявлена даже линейная зависимость: риск растёт с каждой дополнительной родинкой. В 2015 году американские специалисты обнаружили закономерность: если у женщины было более 15 родинок на руке от плеча до запястья, её риск столкнуться с раком молочной железы был на 35% выше среднего. Учёные объяснили это высоким уровнем половых гормонов. 

Наконец, недавние исследования показывают, что прогнозировать продолжительность жизни на основании длины теломер не вполне корректно. В 2019 году испанские учёные проанализировали длину теломер разных позвоночных: дельфина рода афалина, козы, оленя, фламинго, грифа, чайки, слона, мыши и человека.

Если бы продолжительность жизни просто определялась длиной теломер, то мышь жила бы в три раза дольше человека, а главным долгожителем был бы дельфин (на самом деле его продолжительность жизни в дикой природе составляет 8–17 лет и доходит до 23 лет в неволе). Куда более важным параметром оказалась скорость, с которой уменьшается длина теломер. И вот здесь человек с ежегодной утратой длины всего в 71 кб/г (килобаз в год) значительно отличается от мыши с потерей 7000 кб/г. А в исследованиях о количестве родинок скорость сокращения длины теломер никак не измерялась. 

Вместе с тем, во-первых, скорость утраты теломер изменяется с возрастом (наиболее быстрые потери происходят от рождения до четырёх лет, потом до 25 лет теломеры укорачиваются незначительно, а далее следует постепенное сокращение длины теломер). Во-вторых, на скорость сокращения теломер влияет множество факторов окружающей среды. Элизабет Блэкберн, получившая в 2009 году Нобелевскую премию по физиологии и медицине за исследование теломер, рассказывает, что стресс значительно сокращает их длину. Вместе с коллегами они сравнивали эти участки хромосом у матерей, чьи дети болеют хроническими заболеваниями, женщин, которые ухаживают за больными членами семьи или находятся в абьюзивных отношениях, с теломерами тех, кто не подвержен хроническому стрессу. Теломеры женщин, постоянно находящихся в неблагоприятных условиях, оказались значительно короче.

Чем дольше женщина находилась в стрессовой ситуации, тем больше отличались её теломеры от положенных для её возраста. Тяжёлые металлы, в первую очередь кадмий, способствуют тому, что теломеры становятся на 11 лет «старше» биологического возраста. Курение и ожирение также укорачивают теломеры, причём чем дольше человек курит или страдает от избыточного веса, тем более выражено сокращение их длины.

К счастью, теломеры поддаются «наращиванию» путём коррекции образа жизни. Достаточно сократить источники стресса: расстаться с партнёром-абьюзером, поддерживать оптимальный вес, вести более подвижный образ жизни и бросить курить — и теломеры станут длиннее.

Таким образом, попытки вычислить отпущенное человеку время путём подсчёта его родинок обречены на провал. Хотя и есть исследование, связывающее количество невусов с длиной теломер, опираться на эти данные не стоит. Во-первых, из-за ограниченности выборки (речь шла только о женщинах европеоидной расы), во-вторых, генетические исследования не показали связи между длиной теломер и количеством родинок. К тому же люди с большим количеством родинок более подвержены риску рака. Наконец, длина теломер — отнюдь не показатель долголетия. Как демонстрируют последние научные изыскания, более важный параметр, — это скорость сокращения длины теломер, и на неё влияют внешние факторы (питание, стресс, образ жизни), а не родинки.

 

Новости по теме: